ПОИСК
 



КОНТАКТЫ

Творческий союз тех, кто не хочет творить в стол.
Email: ne-v-stol@yandex.ru

WMID: 251434569561

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ О РИСКАХ

Предлагаемые товары и услуги предоставляются не по заказу лица либо предприятия, эксплуатирующего систему WebMoney Transfer. Мы являемся независимым предприятием, оказывающим услуги, и самостоятельно принимаем решения о ценах и предложениях. Предприятия, эксплуатирующие систему WebMoney Transfer, не получают комиссионных вознаграждений или иных вознаграждений за участие в предоставлении услуг и не несут никакой ответственности за нашу деятельность.

Аттестация, произведенная со стороны WebMoney Transfer, лишь подтверждает наши реквизиты для связи и удостоверяет личность. Она осуществляется по нашему желанию и не означает, что мы каким-либо образом связаны с продажами операторов системы WebMoney.







Главная / Нестандартная литература / Да нет! Не скифы мы! Хотя и жадными очами…

Да нет! Не скифы мы! Хотя и жадными очами…

Никто не враждует так яро, истово, сакрально, как родные братья. Отцы и сыновья. Матери и их дочери. Те пустячные, мелкие уколы, недоразумения, которые в отношениях  между сторонними друг другу людьми воспринимаются как незначительные обиды и остаются без сколько-нибудь значительных последствий, у родных могут вызвать взрыв ненависти с самыми непредсказуемыми последствиями. Почему-то именно вот эта кровная, генетическая близость ведёт к абсолютному, иногда – буквально истеричному неприятию малейших шероховатостей в поведении самого родного человека. Этот нюанс хорошо известен криминалистом. Поэтому совсем не случайно в случае совершения какого-либо необычного своей жестокостью, алогичностью преступления они ищут подозреваемых прежде всего среди ближайших родственников пострадавшего.

Эта мысль вспомнилась почему-то в ходе проходившего в Пензе (15 марта 2013г.) семинара Московской школы политических исследований «Гражданское просвещение и городские сообщества в регионах России». Говоря точнее, во время лекции Андрея Александровича Захарова, главного редактора журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре» на тему «Образ «другого»: Россия и мир».

Не будем пересказывать эту превосходную лекцию. Вообще-то говоря, эта вот иеремиада, повествующая о тех мелких уколах, недоразумениях, обидах, которые копились между Западом-Европой и Русью-Россией на протяжении веков и старательно раздувались властями до создания образа «другого», до образа врага, а затем и до кровавых войн и сакрализованной ненависти, эта иеремиада в том или ином варианте, с теми или иными уточнениями хорошо известна любому мало-мальски грамотному человеку. Как и вполне понятно то, что у любого народа, как и у каждого человека, существует потребность в самоидентификации. Причем если позитивная идентификация (скажем, за счет достижений в науке, культуре, технологии, в военном деле) достаточна трудна и заурядному обывателю зачастую и непонятна, то самоидентификация за счет негатива, за счет отрицания ближайшего своего, и проще, и доступнее, и филистеру более понятна. Ведь это - самый простой способ: глядя на брата своего, собственное отражение, говорить: «Ой, да это не я! И нос чуточку не такой, и глаза немножко другие! Да и посмотрите вообще, что это за тип! Что творит, что говорит! То ли дело я, правильный и благостный!»

Как понятно и стремление власти поэксплуатировать эту обывательскую «самоидентификацию через отрицание». Нет проще способа еще пуще прикрепить народ к себе, чем убедив его в собственной исключительности! И внушив, что именно вот эта власть и есть основа или, по крайней мере, одна из составляющих этой исключительности, этой самоидентификации! А уж то, что эта обывательская самоидентификация происходит от негатива, что она не несет в себе ничего созидательного, развивающего, - для власти, как правило, это уже дело второе, если не десятое. Главное, усидеть на самом высоком нашесте, у самой большой кормушки, а все остальное – как-нибудь устроится! В крайнем случае, всегда можно сослаться на то, что иначе было бы еще хуже! А так - хотя бы стабильность!

Поэтому и из зачитанной иеремиады напрашивается вывод: если мы так ненавидим Запад и малейший пустяк воспринимаем как тяжелейшее оскорбление, значит, по всем законам криминалистики, то бишь человеческого общежития, мы (Русь и Европа) – кровные братья. Ведь нам, русским, не приходит в голову самоидентифицироваться, отталкиваясь, скажем, от Китая. Хотя и общая граница у РФ с Китаем, кажется, не меньше, чем со всеми европейскими странами вместе взятыми, и торговлишка процветает, и третье, и десятое. Но если, скажем, по Сунгари в сторону России плывет огромное пятно химических загрязнений, то это воспринимается как милый пустячок, лишь способствующий укреплению российско-китайского взаимодействия; если же, не дай бог, из Германии завезут мясо от коровки, откормленной не по той технологии, о которой договаривались поначалу, то это – чуть ли не повод для разрыва дипломатических отношений…

Вот эта обывательская страстность в отрицании и является свидетельством европейскости русских. Эта мысль может показаться парадоксальной до абсурда, но от нее никуда не денешься: она – отражение законов человеческой психики, подтверждаемого миллионами криминалистических наблюдений со времен Каина и Авеля.  Причем эта близость, сродство не только и не столько по культуре или, допустим, по менталитету, а глубже - по генетике, по крови. Иначе не было бы вот этой вот страстности, непримиримости.

И это вот кровное самоопределение гораздо серьёзнее, чем конъюнктура при выборе торговых или культурных партнеров. Нельзя бесконечно отрицать самого себя, пусть даже в лице собственного брата. Это очень вредно с эволюционной точки зрения. Заигравшись в обывательское «отрицание отрицания», можно устроить себе элементарную самоликвидацию. Генетическую. Или, применяя более наглядные термины, демографическую.

Потому что кровная общность, родство – это не только близкое устройство каких-то там хромосом или спиралей ДНК. Эта устройство, так или иначе, отражается в общности рефлексов, реакций, восприятия, миропонимания, в конце концов, в общности мечты, видения себя в близком и далёком будущем. И если мы начинаем отрицать присущую нам мечту только за то, что она является «западной», «европейской», отрицать присущее нам видение мироустройства, то на уровне подсознания это отражается в вопросе: «А нужно ли нам тогда жить?» И на уровне белковой протоплазмы превращается уже в некую "вялость", "неуверенность" в деле продолжения рода…

Вот на такие вот забавные мысли навела автора этих строк лекция А.А.Захарова, главного редактора журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре», прочитанная в Пензе 15 марта 2013г.

   Павел Курень

© Copyright 2009 Творческое сообщество!